Фамильный рубль
Одна из нумизматических редкостей периода правления Николая I – серебряная монета в полтора рубля, с портретом императора на аверсе и членами императорской семьи на обороте. Отчеканена она была в 1835 году по случаю десятилетия благополучного царствования Николая I, начавшегося, как известно, при обстоятельствах весьма драматических. Недаром же о событиях 14 декабря 1825 года, произошедших на Сенатской площади в Петербурге и сопровождающихся многочисленными жертвами, предпочитали умалчивать.
Что вызвало к жизни эту довольно-таки необычную монету? Ответ на поставленный вопрос имеется.
Семейные монеты
В сентябре министр финансов Российской империи граф Егор Францевич Канкрин[1] получил из Мюнхена, от российского посланника при дворе баварского короля графа Гагарина[2], небольшую посылочку: пятнадцать конвенционных талеров[3], отчеканенных в последние годы на Мюнхенском монетном дворе по указу баварского короля Людвига I. Один из них чрезвычайно понравился Канкрину. Можно даже сказать с уверенностью, какой именно: талер 1828 года. На аверсе его помещался портрет баварского короля Людвига I (1825-1848), на реверсе, в центре – изображение супруги короля и портреты его детей по кругу.
Талер 1828 г. Бавария
Так называемые «семейные монеты» – серебряные талеры и полуталеры с изображениями правящего монарха вместе с портретами членов его семьи – впервые появились в XVII веке в германских княжествах и были весьма популярны в то время. «Семейники» становились сувенирами и ценились как медали. Мода на подобные экземпляры распространилась впоследствии и на другие европейские государства. А вот русское денежное обращение не имело таких монет вплоть до восшествия на престол императора Николая I, если не принимать во внимание червонцы с отчеканенными на них портретами царей Иоанна и Петра Алексеевича и царевны Софьи, произведенные в 1680-х годах.
И вот, разглядывая монету с семейством баварского короля, Канкрин решил, что «семейная» монета с портретами российского императора и членов его семьи должна быть выпущена и в России. Тем более, что для ее выпуска имелся повод – торжества по случаю 10-летия со дня вступления Николая I на престол. 12 сентября Канкрин направил управляющему Департаментом горных и соляных дел генерал-лейтенанту Егору Васильевичу Карнееву[4] распоряжение о немедленном изготовлении штемпеля полуторарублевой монеты. В качестве образца к письму был приложен баварский талер.
Выполнить важный и одновременно спешный заказ поручили молодому, но уже успевшему зарекомендовать себя опытным мастером медальеру Санкт-Петербургского монетного двора Павлу Петровичу Уткину[5].
Профессор академии художеств, медальер П.П. Уткин. (1808 – 1852)
В сентябре 1835 года художник В.И. Гау (1816-1895) в Царском Селе выполнил на заказ профильные портреты детей императора – 4 картона графитным карандашом (хранятся в ГА РФ). Вероятно, данные портреты послужили образцом для П.П. Уткина.
Создание памятной монеты
Медальер постарался и вскоре вырезал не только штемпель, правда эскизный (лишь портрет государя был проработан в деталях, а прочие переданы в контурах), но и сделал оттиск. Показывая свежий слепок начальнику Монетного двора Евстафию Ивановичу Эллерсу[6], он попросил достать голицынскую табакерку[7] с портретами всех членов царской семьи и заодно поинтересовался, какую подпись предложить вокруг изображения императора.
– Можно начертать: «Благословение Неба», или «Благословение Божие».
Эллерс в целом одобрил проект медальной монеты и переслал оловянный слепок управляющему Департаментом горных и соляных дел, а тот в свою очередь представил заказчику – министру финансов. Канкрин решительно забраковал работу.
– Все никуда не годится. Изображения чересчур выпуклы, а должны быть плоскими, как на обыкновенных монетах. Портрет государя мал и непохож, особенно переход с носа на лоб. Другие портреты тоже малы. Ждите табакерку князя.
4 октября 1835 года после получения обещанной табакерки прерванная работа возобновилась. Руководствуясь указаниями министра финансов, Уткин значительно увеличил портрет императора Николая I, сделав большего размера и все портреты на обороте. Здесь, в самом центре, в медальоне помещалось изображение императрицы Александры Федоровны, вокруг него в медальонах поменьше располагались головки царских детей. Главную позицию, наверху поля занимал наследник престола цесаревич Александр, справа – великие княжны Мария, Ольга и брат Николай, слева – великая княжна Александра, младшие братья Константин и Михаил. В самом низу мелкие буковки: «Р.П. Уткинъ», что значит «Резал Павел Уткин». Точно такая же подпись была под бюстом императора на аверсе. Уже в последний момент гравера заставили сделать на лицевой стороне еще две надписи: слева от портрета монарха – «1½ рубля», справа – «10 zlot. 1835.»
1 ½ рубля – 10 злотых. 1835. «Семейный рубль». 1-й штемпель
В начале декабря 1835 года Канкрин поднес Николаю I довольно-таки неожиданный, но такой приятный подарок – тридцать шесть серебряных монет 1½ рублевого достоинства с портретами членов императорской фамилии. Передавая планшеты со отчеканенными монетами, министр финансов счел необходимым сделать пояснение:
– С некоторого времени на иностранных монетах дворах начали изготавливать медали в виде монет с различными изображениями для небольших подарков. С целью введения сего рода искусства на Санкт-Петербургском монетном дворе, я заказал для опыта таковую медальную монету в полтора рубля, что соответствует десяти золотым. Они, – кивнул на планшет с монетами, – предназначены исключительно для собственного употребления Вашего императорского величества.
Осмотрев со всех сторон несколько монет, император растроганно произнес:
– Весьма благодарен. Сходство есть в старшине, в двух дочерях и в старшем сыне. Но жена, – заметил недовольно, – более похожа на покойную матушку.
– Я прикажу переделать.
– Да-да. Непременно переделать, взяв за образец ее известный мраморный бюст.
Раух Христиан Даниэль (1777-1857). Портрет императрицы Александры Федоровны. Возможно, этот скульптурный портрет императрицы послужил образцом для П.П. Уткина.
1835
Неудавшийся портрет вернули на исправление. В начале февраля 1836 года новый штемпель фамильного рубля был готов. От прежнего он отличался тем, что в кружок был взят лишь портрет императрицы. После высочайшего одобрения оловянного образца, стальной штемпель закалили и приступили к чеканке.
1 ½ рубля – 10 злотых. 1836. «Семейный рубль». 2-й штемпель
И надо же такому случиться: при снятии 51-й монеты увидели, что узорчатый рант у штемпеля искрошился и необходимо резать другой. 50 отчеканенных экземпляров представили императору. Для себя Николай I оставил лишь 30 монет из этой партии, а 20 экземпляров велел вернуть Монетному двору, дабы там они хранились до востребования. А еще император распорядился «штемпеля хранить за печатью, и самой монеты не чеканить, без особого каждый раз Высочайшего повеления».
Уткин быстро подготовил замену пришедшему в негодность штемпелю. На сей раз он выставил на штемпеле лишь свои инициалы: «П.У.». Им-то до конца 1836 года было отчеканено еще 50 штук «семейных» рублей.
1 ½ рубля – 10 злотых. 1836. «Семейный рубль». 3-й штемпель, с инициалами «П.У.»
Дополнительный тираж фамильных рублей
Слух о появлении каких-то особых «фамильных» рублей взбудоражил весь высший свет Петербурга. Многие самые значительные лица государства пожелали иметь эту престижную монету. В ноябре 1837 года последовало монаршее повеление: отчеканить еще 50 штук полутора рублевых монет с портретами императорской фамилии. Столько же отчеканили и в следующем 1838 году. Все эти рубли чеканились штемпелем с датой «1836», и были розданы императором в качестве подарков. Более распоряжений о чеканке «фамильных рублей» от Николая не поступало. Однако, под заказ для частных лиц монетный двор некоторое время еще продолжал чеканить новоделы этой монеты пока на штемпеле реверса не раскрошился край.
Так к 1847 году на монетном дворе уже не осталось инструмента пригодного для чеканки «семейного» рубля, и, по-видимому, в это время появляется четвертая пара штемпелей и четвертый вариант лицевой стороны «семейного» николаевского рубля без фамилии резчика. Впрочем, длительное время его как бы не существовало, поскольку в официальных документах он впервые упоминается лишь в 1904 году. Фамилия нового резчика нам не известна, но, очевидно, что это был не П.П. Уткин, который к этому времени уже отошел от дел из-за болезни глаз. Монеты без инициалов медальера чеканились на Санкт-Петербургском монетном дворе совсем недолго. В том же 1847 году по настоятельной просьбе некоторых влиятельных коллекционеров чеканку новоделов ограничили, а потом и прекратили вовсе. Количество монет, отчеканенных данным инструментом, нам также неизвестно.
1 ½ рубля – 10 злотых. 1836. «Семейный рубль». Новодел. 1847 г. 4-й штемпель, без подписи медальера.
Нумизматическая редкость
Малый, можно сказать, микроскопический тираж сделал «фамильный рубль» исключительной редкостью. На антикварном рынке он практически не встречался. Отсюда и невиданная доселе котировка. Цена раритета как бы сама собой установилась на рекордной отметке – в сто раз выше номинала, то есть в 150 рублей! Столько стоили, правда, лишь экземпляры, выбитые в 1835 году (на них изображения императрицы и ее детей были в медальонах). Монеты из первой серии 1836 года (пятьдесят штук с подписью «П.У.») – по 50 рублей. Отечественными антиквариями и коллекционерами почему-то особо почитались «фамильные рубли» без подписи гравера. За них без всякого торга готовы были выложить 250 рублей!
Долгое время «фамильные рубли» являлись достоянием узкого круга лиц, исключительно титулованных особ. Основная масса нумизматов о существовании этих редкостных монет знала лишь понаслышке. В печати первыми о них сообщили известные коллекционеры-любители Ф.Ф. Шуберт[8] и Я.Я. Рейхель[9], издавшие в середине ХIХ столетия каталоги своих неординарных собраний монет.
Крутая перемена в судьбе «семейных рублей» произошла в начале ХХ века, когда блеск гербов старых боярских родов несколько потускнел. Свидетельство тому небольшое объявление в петербургском журнале «Старая монета», появившееся незадолго до первой мировой войны:
«1 ½ рубля с портретом императорской семьи 1836 г. с буквами П.У. Цена 50 р. То же 1836 г. Р.П. Уткин. Цена 125р. Продается у Б.Ф. Копылова. Спб., Невский пр., 94»[10].
Дальше – больше. «Фамильные» рубли стали постепенно утекать из столичного Петербурга. 1 апреля 1912 года в «Московском обществе нумизматов» прошла аукционная распродажа коллекции старинных монет А.А. Сиротенко. Особых раритетов в ней было немного, цены не поднимались выше двух десятков рублей. Рекордная цена – 34 рубля. Именно за столько кто-то приобрел «фамильный рубль» 1836 года с подписью «П.У.» (в кружок взят только портрет императрицы Александры Федоровны).
Какое вожделение вызвал «фамильный рубль», говорить не приходится. Даже простая гальванопластическая копия его стоила 5 рублей. И еще один небольшой, но выразительный штрих к «портрету» этого раритета. «Фамильные рубли», на которых изображения царских детей взяты в кружок, никогда не встречались в продаже. Как драгоценная реликвия, они переходили из поколения в поколение императорской семьи. Один из 36 экземпляров этого типа долгое время принадлежал видному нумизмату великому князю Георгию Михайловичу[11]. Представляя величайшую редкость своего собрания, он писал в 1886 году:
«Эту монету мне подарил великий князь Михаил Николаевич. Великий князь получил ее в 1835 году, как и все члены царской фамилии. У великого князя Константина Николаевича есть золотой экземпляр этой монеты; он достался великому князю по наследству от императора Николая I. Существуют подобные экземпляры 1836 года, только у них все изображения без кружков. Они более обыкновенны описанного. Эту монету называют обыкновенно фамильным рублем»[12].
Прим. ред.
Краткая справка о членах семьи Николая 1, чьи рельефные изображения расположены на оборотной стороне «семейного» рубля:
- АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА — (урождённая принцесса Фридерика Шарлотта Вильгельмина, известная также как Шарлотта Прусская; 13 июля 1798, Потсдам — 2 июля 1860, Царское Село) — супруга российского императора Николая I (13 июля 1817), императрица российская. После кончины Николая I в 1855 она носит титул вдовствующей императрицы.
- АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1818—1881) — будущий император Александр II, женат в первом браке на Марии Гессенской и во втором, морганатическом браке, на княжне Екатерине Долгорукой.
- АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА (1825—1844) — замужем за ландграфом Фридрихом Гессен-Кассельским, скончалась при родах через год после замужества. Вместе с сыном Вильгельмом она была похоронена в Петропавловском соборе Петропавловской крепости.
- КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ, Великий Князь (1827—1892) — женат на принцессе Александре Саксен-Альтенбургской. В 1857 был избран Председателем Комитета по освобождению крестьян. В 1865 назначен Председателем Государственного совета в которой оставался до 1881 года.
- МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ, Великий Князь (1832—1909) — женат на Цецилии Баденской (Великая Княгиня Ольга Федоровна). В 1862-81 наместник на Кавказе, Главнокомандующий Кавказской армией в 1877-78. В 1881—1905 председатель Государственного совета.
- МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1819—1876) — замужем в первом браке за Максимилианом де Богарне (потомство от данного брака сохраняло право престолонаследия), герцогом Лейхтебергским и во втором за графом Григорием Строгановым. Она была также президентом Императорской Академия художеств в Санкт-Петербурге.
- ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (1822—1892) — замужем за вюртембергским королем Карлом I, умерла бездетной. Вюртембергская принцесса, а затем и королева, Ольга Николаевна много времени посвящала благотворительным учреждениям, тем самым завоевав любовь и уважение немецкого населения. Ее именем и сейчас называется улица в одном из курортных городов Вюртемберга.
- НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, Великий Князь (1831—1891) — женат на принцессе Александре Ольденбургской. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 был главнокомандующим действующей армией на Балканах. В сентябре 1877 участвовал в рекогносцировке укреплений Плевны и руководил её последним штурмом 28 ноября 1877. По окончании войны Николай Николаевич Старший был пожалован высшим чином русской армии — званием генерал-фельдмаршала.
[1] Канкрин, Егор (Georg Ludwig) Францевич (1774 - 1845) - граф, русский государственный деятель и экономист немецкого происхождения. Генерал, состоящий при Особе Его Величества, генерал от инфантерии, министр финансов России в 1823—1844 годах. Деятельность его на этом поприще оставила заметный след в истории русских финансов и денежного обращения — прежде всего речь идет о реформе 1839–1843 гг., узаконившей в стране систему серебряного монометаллизма.
[2] князь Гагарин, Григорий Иванович (1782—1837) — дипломат и поэт, покровитель искусств. Тайный советник, чрезвычайный посланник и полномочный министр при баварском дворе (1827-1837).
[3] Конвенционный талер (нем. Konventionstaler) — денежная единица ряда немецких государств и Австрии с 1753 по 1857 годы. В 1753 г. была предпринята попытка унифицировать денежные системы Австрии и соседнего с ней курфюршества Бавария. Согласно подписанной в 1753 году австрийско-баварской монетной конвенции из одной кёльнской марки чистого серебра Бавария и Австрия могли чеканить по 10 талеров или 20 гульденов. Соответственно 1 талер приравнивался 2 гульденам.
[4]Карнеев, Егор Васильевич (1773—1849) — генерал-лейтенант, директор Департамента горных и соляных дел, директор Горного кадетского корпуса, член совета Министерства финансов, сенатор, переводчик, писатель.
[5] Уткин, Павел Петрович (1808—1852) — российский медальер, выпускник Академии художеств (1830) в звании художника ХIV класса по медальерному классу, академик Императорской Академии художеств (1839), совмещал службу на Монетном дворе с преподаванием в медальерном классе Академии художеств, главный медальер Санкт-Петербургского монетного двора (1846).
[6]Эллерс, Евстафий Иванович (Gustav Adolf von Ellers) (1772 – 1856) – горный инженер, профессор горного корпуса, член горного совета при горном департаменте министерства финансов (с 1808) и ученого комитета по горной и соляной части. В 1803 назначен вардейном (главным должностным лицом) С.-Петербургского Монетного двора. По штату, учрежденному в 1834, был наименован начальником С.-Петербургского Монетного двора и по Высочайшему повелению переименован в генерал-майоры корпуса горных инженеров. В 1843 уволен от должности начальника С.-Петербургского Монетного двора с назначением его членом совета корпуса горных инженеров.
[7]князь Голицын, Александр Николаевич (1773 — 1844) — государственный деятель Российской империи, в 1803—1816 гг. обер-прокурор Святейшего синода, в 1816—1824 гг. занимал пост министра народного просвещения. Действительный тайный советник 1-го класса (1841), статс-секретарь (1803—1842). У князя имелась табакерка с портретами членов императорской семьи.
[8] Шуберт Фёдор Фёдорович (Theodor Friedrich von Schubert; 1789-1865) — учёный-геодезист, генерал от инфантерии, директор Военно-топографического и гидрографического депо, первый руководитель Корпуса топографов, почётный член Морского учёного комитета, действительный член Русского географического общества с 19 сентября (1 октября) 1845 г.
[9] Рейхель, Яков Яковлевич (1760-1856) - медальер, гравер, нумизмат, коллекционер монет и медалей. С 1801 г. жил в Санкт-Петербурге. В 1802 – 1808 гг. - ученик медальера, затем медальер на Санкт-Петербургском монетном дворе. Одновременно служил в Экспедиции заготовления государственных бумаг, где возглавлял печатное или 2-е типографское отделение (1818-1856), чиновник по особым поручениям при министре финансов (1837-1845). Один из членов основателей Санкт-Петербургского археолого-нумизматического общества (позднее Русское археологическое общество). Собиратель богатейшей коллекции русских, славянских и западноевропейских монет и медалей от позднего средневековья до середины XIX в. Автор 9-томного исследования по нумизматике “Die Reichelsche Münzsammlung in St. Petersburg».
[10] Старая монета. 1911, №3.
[11] Великий князь Георгий Михайлович ( 1863- 1919) — третий сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, внук Николая I. Первый управляющий Русским музеем императора Александра III, коллекционер, меценат.
[12] Вел. кн. Георгий Михайлович. Описание и изображение некоторых редких монет моего собрания. СПб. 1886. С. 27.