Князь восточной нумизматики

image1.jpg

Френ Христиан Данилович (1782-1851)

В августе 1851 года, немного не дожив до 70 лет, в Петербурге скончался видный ученый-востоковед Христиан Данилович Френ (1782-1851). В библиографии его, изданной спустя несколько лет после смерти, говорилось: «Френ написал более полутораста ученых сочинений о мусульманском Востоке. Предметом его изучений был весь мусульманский мир, а средством к изучению – преимущественно нумизматические памятники. Никто не извлек более света из этих дотоле мертвых материалов, получивших от его воззрения важность исторических документов. Едва ли есть страна Востока, история и география которой не была бы обогащена Френом. Для русской науки он открыл исторические источники как в летописях, так и в монетах Востока. Воистину, Френ – князь восточной нумизматики»[1].

До России

Христиан Данилович Френ (Christian Martin Joachim Frähn) — выдающийся немецкий и российский востоковед-арабист и нумизмат родился 23 мая 1782 года в г. Росток ( герцогство Мекленбург-Шверин). Там же, после окончания учебы в латинской школе в 1800 году, он поступил на богословский факультет местного университета, а затем в 1803-1804 годах продолжил свое обучение в Геттингенском и Тюбингенском университетах. В это же время он опубликовал свою первую научную работу. В 1804 году Х.Д. Френ уехал в Швейцарию, где в течение двух лет преподавал латинский язык в Бургдорфском педагогическом институте Песталоцци. Возвратившись в Росток в 1804 году Френ, защитил диссертацию «Экзегетико-критическое исследование о книге пророка Наума», и получил степени доктора философии, доктора богословия и магистра свободных наук. В 1806 г. принят приват-доцентом в Ростокский университет, где преподавал на богословском факультете.

Кафедра в Казанском университете

В Россию Френ приехал в 1807 году, будучи 25-летним доктором богословия и философии. В недавно открытом Казанском университете он возглавил кафедру восточных языков. Первым его шагом на новом поприще был выпуск небольшого трактата по нумизматике, посвящённого описанию 17 саманидских и буидских монет, не известных дотоле в Европе, причём его пришлось печатать на арабском языке, ввиду отсутствия в Казани латинского шрифта. Преподавание также давалось тяжело: Френ не владел русским языком, а его студенты — латинским, который был в начале XIX веке универсальным языком науки. В Казанском университете он преподавал в первую очередь арабский язык, а также читал курсы по арабской литературе и восточной нумизматике. Таким образом, Френ положил начало казанской школе востоковедения.

В 1810 ему предложили занять освободившуюся в Ростокском университете кафедру богословия, но нежелание порывать с востоковедением и лишаться возможности изучения богатейших материалов по арабистике и культуре Востока, имевшихся в Казани и Поволжье, заставило его отклонить это предложение.

Исследования по восточной нумизматике

Новая работа Френа по нумизматике – «Описание восточного минц-кабинета Пото» – вышла в 1813 году. Она была обращена к монетам ханов Золотой Орды и Крымских Гиреев. В следующие годы Френ представил описание нескольких частных коллекций восточных монет, хранившихся в Казани и других городах, подробно останавливаясь на неизвестных до тех пор монетах восточного халифата, династии Саманидов, волжских булгар, татарских владетелей и др. Здесь же была заложена основа его собственной коллекции. Исследование этих монет привело Френа к изысканиям мест их чеканки, хронологической последовательности династий, титулов владетелей и т. п., так что мало-помалу он захватывал в круг своих исследований почти всю область мусульманской археологии. Именно в Казани из заурядного теолога гебраиста Френ превратился в учёного мирового уровня. Десять лет научных занятий в Казанском университете сделали его крупнейшим специалистом в области восточной филологии.

В 1815 году он был избран деканом историко-филологического факультета, и в том же году занялся изучением и приведением в порядок собрания восточных монет казанского профессора медицины Фукса. Некоторые наиболее примечательные монеты он описал, и в 1816 году издал свое исследование на латинском языке. Намереваясь описать собрание Фукса в пространном сочинении, Френ скрупулезно занес в особую тетрадь все записи, бывшие на монетах. Более того, уговорил владельца редкостного минц-кабинета позволить граверу снять точные копии со всех нумизматических достопримечательностей. Однако вскоре работа приостановилась на неопределенное время, так как Х.Д. Френ перебирался в Петербург. В 1816 году он все-таки принял предложение занять в Ростоке кафедру восточных языков.

Предложение графа Уварова

Летом 1817 года ученый выехал в Росток через Петербург. В столице Российской империи Френу предложили задержаться, разобрать и описать богатейшее собрание восточных рукописей и монет, хранившееся в Академии наук. При этом, Президент Академии наук и одновременно помощник директора Публичной библиотеки С.С. Уваров[3], интересовавшийся вопросами востоковедения и еще в 1810 выдвигавший проект создания «Азиатской академии», решил удержать Френа в России навсегда. 24 сентября 1817 года Френ был избран ординарным академиком. Ему доверяется разработка восточных монет в Кунсткамере. Монет этих накопилось немало – несколько огромных мешков. Казалось, ни одному смертному было не в силах разобраться в хитром узоре их надписей. А вот Френ разобрался, правда, на это ушла вся его жизнь.

В 1818 году при Кунсткамере возникает особый Восточный кабинет, хранителем которого назначается академик Х.Д. Френ. На новом месте он развивает бурную деятельность. Пополнение коллекции монет Восточного кабинета шло разными путями: сюда поступали найденные клады, приношения частных лиц, делались собственные покупки, дублеты обменивались на недостающие монеты, испорченные денежные знаки отправлялись на монетный двор, а на вырученные средства приобретались нужные монеты и рукописи. Обогащенный множеством памятников старины, Восточный кабинет превращается в Азиатский музей, директором которого назначается Френ, и остается в этой должности до 1842 года. Круг его научных занятий неизмеримо расширяется. Началась подготовка к печати полного каталога восточных монет, хранившихся в Азиатском музее (к сожалению, в свет вышел всего лишь один – первый том), продолжается описание монет, поступавших в музей в огромном количестве.

После заключения Туркманчайского мира в Петербург была представлена персидская контрибуция. Френ добился разрешения осмотреть привезенные монеты и отобрал более шестисот золотых и серебряных для музея. Министр финансов граф Канкрин, с которым Френ находился в дружеских отношениях, пообещал ему содействие и сдержал свое слово. По его докладу Николай I распорядился передать все отобранные монеты в Азиатский музей.

Публичная библиотека

С планом Уварова «удержать» Френа в России связана и его деятельность в Публичной библиотеке. 11 марта 1818 Уваров обратился с письмом к директору библиотеки А. Н. Оленину[4] «соединенными силами удержать в России г-на академика Френа». Поскольку Френ одним академическим жалованьем «содержать себя и свое семейство не может» и одновременно «чуждается всех поручений, могущих некоторым образом его отвлечь от любимых занятий», Уваров считал достаточным определить Френа в Публичную библиотеку почетным библиотекарем «с жалованьем по крайней мере соразмерным жалованью библиотекарей». Оленин обратился к министру народного просвещения А. Н. Голицыну[5], сообщая ему свое «искреннее желание удержать академика Френа, как для общей пользы в науках, так собственно и для пользы Императорской Публичной библиотеки по отделению восточных книг», и просил ходатайствовать об этом перед Александром I. Императорским указом от 18 марта 1818 года Х.Д. Френ был определен в число почетных библиотекарей Публичной библиотеки с производством ему в виде исключения, жалованья по 1200 рублей в год из экономических сумм библиотеки и «с оставлением при нем жалованья, получаемого по званию академика». Будучи с 1818 года почетным библиотекарем, Френ за исключением отдельных поручений (например, обсуждение вопросов о создании каталогов и др.), какой-либо определенной службы по библиотеке не нес. Но он об этом заранее предупреждал Уварова, указывая, что до окончания работ по описанию академического нумизматического собрания он никаких других поручений принимать на себя не может и лишь по завершении этой работы «почтет за честь и за удовольствие исполнять все поручения, которые будут ему по его части сделаны от Императорской Публичной библиотеки».

Только спустя 10 лет Френ был привлечен к выполнению серьезного поручения. В 1828 году по повелению Николая I в Публичную библиотеку было передано весьма ценное и обширное собрание восточных рукописей, т. н. «Ардебильская библиотека», которая по договору с Персией передавалась России. Вскоре, после войны с Турцией, по рекомендации Френа, в Россию было перевезено Ахалцихское собрание рукописей, также переданное Публичной библиотеке.  В библиотеке сосредоточилось большое количество ценных письменных памятников Востока, а библиотека в то время не имела сотрудников, могущих подготовить описание этого собрания. Это дело было поручено Френу, а вскоре к нему присоединились Ф. Ф. Шармуа[6] и М. Д. Топчибашев[7]. Френ занимался описанием преимущественно арабских рукописей и книг. В 1829 году эта работа была завершена, а подготовленный каталог представлен императору, который, наградив составителей, повелел напечатать его на русском и французском языках. Однако каталог не был напечатан, и впоследствии его материалы использовались в известном каталоге восточных рукописей Б. А. Дорна. Х.Д. Френ привлекался к оценке и описанию и некоторых других собраний рукописей, в частности хранившихся в Публичной библиотеке. Других поручений в библиотеке Френ не выполнял и целиком сосредоточился на научной работе в Академии наук, возглавляя Азиатский музей до своего выхода на пенсию в 1842.

Исследование арабских монет

Одним из последних исследований Френа было «Топографическое обозрение местонахождений древних арабских монет в России» (1841 г.). Еще в прежних своих трудах он неоднократно указывал на обилие арабских монет в наших минц-кабинетах и на частые их находки в разных концах России. Теперь же Френ подытожил свои изыскания и четко обозначил те пути, по которым в IX-X веках в России поступали эти деньги. Так в отечественной исторической науке появилась новая область познания, изучающая торговые связи древней Руси с Востоком.

В 1842 году Х.Д. Френ вышел в отставку. 16 августа 1851 года он скончался в Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.
Христиана Даниловича Френа не случайно титуловали «князь восточной нумизматики». Он прекрасно разбирался в монетах древнего Востока. Через его руки прошло до 3 миллионов восточных монет. Одна из главных заслуг Френа – создание научных основ восточной нумизматики в России и Европе. Славу крупнейшего авторитета в этой области он приобрел еще в Казани, где получил возможность заняться богатыми коллекциями монет, изучение которых позволило осветить многие вопросы истории (последовательность династий и т. п.), в частности, издать в 1814 году исследование «О титулах и почетных прозвищах ханов Золотой орды». Переезд в Петербург, описание нумизматической коллекции Академии наук, насчитывавшей к его приезду 19 000 единиц завершилось классическим сочинением, изданное на латинском языке - описанием восточных монет: «Recensio numorum muchammedanarum Acad. Imp. Scient. Petropolit» (1826). Нумизматические материалы, богатые рукописные собрания Петербурга позволили Френу расширить круг своих исследований, использовать восточные источники для освещения истории России и населявших ее народов. После смерти Френа осталось большое рукописное собрание. Оно было приобретено Академией наук. Большая часть материалов опубликована Б. А. Дорном («Opuscula postuma», 2 т. СПб., 1851-1877).


[1] Дорн Б.А. Академик Френ и его ученая деятельность // Ученые записки Императорской АН по первому и третьему отделению. СПб., 1855. Т. 3. Вып. 3. С. 429.

[2]Гебраи́стика (от греч. ἑβραῖος «еврей, еврейский») - совокупность филологических дисциплин, занимающихся изучением древнееврейского языка (иврита) и письменности.

[4] Оленин, Алексей Николаевич (1763-1843) — российский государственный деятель, историк, археолог, художник. Государственный секретарь (1814—1827), впоследствии -член Государственного советаДействительный тайный советник. Член Российской академии (1786), почётный член Петербургской Академии наук (1809), член (с 1804) и президент (с 1817) Академии художеств. С 1811 года — директор Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.

[5] Князь Голицын,  Александр Николаевич (1773-1844) — государственный деятель Российской империи, обер-прокурор Святейшего синода (1803—1816), министр народного просвещения (1816-1824). Действительный тайный советник 1-го класса (1841), статс-секретарь (1803—1842).

[6] Шармуа, Франц Францевич (фр. François Bernard Charmoy;1793-1868) -  востоковед-арабист, тюрколог, специалист по персидской литературе, член-корреспондент Академии наук, почетный академик, с 1829 - почетный библиотекарь Публичной библиотеки.

[7] Топчибашев, Мирза Джафар  (азерб. Mirzə Cəfər Topçubaşov; 1790-1867) — российский учёный востоковед, экстраординарный профессор персидской словесности на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, тайный советник.


Желаете продолжить оформление заявки на экскурсию?

Экскурсия: Палаты Зиновьевых-Юсуповых