Свадебный рубль 1841 года
Под таким довольно-таки необычным названием в специальную литературу вошел памятный знак рублевого достоинства, отчеканенный в Петербурге в 1841 году по случаю бракосочетания великого князя наследника престола Александра Николаевича и принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, принявшей при обращении в православие имя Мария Александровна[1]. Своему появлению на свет эта медаль-монета всецело обязана Николаю I.
Великий князь Александр Николаевич
В мае 1838 года наследник престола великий князь Александр Николаевич был спешно отправлен в путешествие по Европе.
Скьявоне Н. Портрет великого князя Александра Николаевича. 1838.
В мае 1838 года наследник престола великий князь Александр Николаевич был спешно отправлен в путешествие по Европе. На то была веская причина. Девятнадцатилетний цесаревич влюбился. Его избранницей стала Ольга Калиновская, полька, фрейлина его сестры великой княжны Марии Николаевны. В семье разгорелся скандал. Отец воспринял эту связь в штыки. Александр Николаевич даже хотел отречься от титула наследника. Надо было срочно принимать меры, и наследник отправился в длительное путешествие по Европе. Официально – для продолжения образования, но всем было понятно, что истинная цель поездки – поиски невесты. Великий князь посетил Данию, Германию, Италию, Австрию. Подолгу гостил в Вероне, Риме, Вене. Параллельно с обзором великих городов Европы Александру предстояли знакомства с кандидатками из списка, заранее составленного императорской канцелярией. Однако надежды на влюбчивость юного великого князя поначалу себя не оправдали. Отбыв из Санкт-Петербурга в Швецию и Данию, а затем проехав Германию и Италию, цесаревич довольно холодно ведёт себя с молодыми особами, старающимися обратить на себя его внимание. По пути приходит неожиданное послание от Людвига II Гессен-Дармштадского с предложением нанести ему визит. Заезжать в Дармштадт не планировалось, но дипломатия заставила подкорректировать маршрут поездки. В столице небольшого Гессен-Дармштадтского герцогства[2] цесаревич пробыл недолго, но проведенные здесь несколько дней оказались решающими. Он увлекся младшей дочерью герцога Людвига II 14-летней принцессой с очень длинным именем Максимилианной-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией.
Гау В.И. Портрет цесаревны великой княгини Марии Александровны. 1841.
Николай I не противился этому браку, хотя партия и не была блестящая. Не смутило его открытие, сделанное князем А.Ф. Орловым[3], что Гессен-Дармштадтская принцесса – незаконная дочь барона Гранси[4].
– А мы-то с тобой на что? – с усмешкой бросил император. – Пусть кто-нибудь в Европе попробует сказать, что у наследника русского престола невеста незаконнорожденная!
Но супруга государя, Александра Федоровна, была решительно не согласна на такую партию для старшего сына, и путешествие Александра Николаевича продолжилось. После Дармштадта цесаревич отправился в Англию с протокольным визитом по случаю 20-летия английской королевы Виктории. Там между ним и юной королевой промелькнула такая искра, что еще долгие годы при упоминании имени российского императора та смущенно краснела. Допустить, чтобы наследник российского престола стал консортом в чужой стране, было невозможно. Тем более, что отношения России и Англии уже тогда были далеко не безоблачными. А вернувшись в Россию Александр Николаевич вновь стал искать встречи с Ольгой Калиновской, которую срочно пришлось отправить в Польшу и выдать замуж за польского магната Иеренея Клеофаста Огинского, сына композитора, автора знаменитого полонеза, М. К. Огинского. В обществе поговаривали, что эти обстоятельства заставили Николая I и его супругу закрыть глаза на слухи о происхождение гессенской принцессы.
Бракосочетание цесаревича Александра Николаевича
В конце 1840 года начались приготовления к брачной церемонии. Одним из этапов стала чеканка памятных знаков в честь предстоящего события. 1 января 1841 года на Монетный Двор из Департамента Горных и Соляных Дел поступил приказ главному медальеру А.И. Губе[5] немедленно приступить к составлению рисунка медали на бракосочетание Наследника Цесаревича.
– На аверсе, – подчеркнул император, – поместить двойное изображение как на несостоявшемся империале 1836 года!
Обычно медальеры монетного двора изготавливали штемпели с изображением Августейших особ, имея в качестве образца портреты, которые выполнялись придворными художниками и после Высочайшего утверждения передавались на монетный двор. Возможно, таким образцом для главного медальера Санкт-Петербургского монетного двора при создании штемпелей лицевой стороны памятной медали послужила акварель придворного живописца В.И. Гау[6], датируемая 1841 годом.
Возможно, этот рисунок В. И. Гау явился образцом для главного медальера Санкт-Петербургского монетного двора Андрея Ивановича (Генриха) Губе.
Итак, с аверсом с самого начала всё было ясно. А вот с реверсом пришлось помучиться. На выбор императора было приготовлено пять вариантов, разработанных во всех деталях рисунков. Одобрения удостоился последний вариант - мифологический сюжет «Амур и Психея», показывающий трудности на пути любви смертной женщины к богу. Образ Психеи должен подчеркнуть не только особенную красоту гессенской принцессы, вернее, уже великой княжны Марии, но и обретения ей статуса «небожительницы». Крылья Амура и Психеи должны показывать общность их возвышенных душ, но куда символичнее объединяет влюблённых Большая Императорская Корона, к которой они нежно склоняют голову.
Мифологические персонажи помещены по сторонам постамента, над которым водружена императорская корона. Психея в одной руке держит лилию – символ невинности, а другой опирается на постамент. У Амура в левой руке – лук, из которого он мечет стрелы любви.
– Правой рукой, – распорядился Николай I, – пусть он указывает на вензель «А – М» жениха и невесты, что надлежит вырезать на постаменте.
Было сделано и еще одно распоряжение: ко дню оглашения брака, то есть к 15 апрелю 1841 года, приготовить 50 штук памятных медалей-монет, с теми же изображениями, но с параметрами тиражного рубля. Работу надлежало закончить в течение месяца. Назначенные сроки показались медальеру нереальными: уж слишком велик был объем работы.
– Аверс вы делайте сами, нашел выход Николай I, а реверс поручите Уткину[7].
– На аверсе быть круговой надписи: «в.к. Мария Александровна» – по одну сторону двойного изображения, и «в.к. Александр Николаевич» – по другую. Под портретами подпись гравера: «Резал Губе». На реверсе быть: инициалам «А. М.» фигурном щите, а под ним дата бракосочетания – «16 апреля 1841 года». Между этой надписью и постаментом разрешаю граверу обозначить свое имя и фамилию начальными литерами. Сразу скажем, что воля императора была нарушена в одном пункте. Павел Петрович Уткин проставил на реверсе рубля не свои инициалы, а минцмейстера Николая Грачева[8] – «Н. Г».
Чеканка на Санкт-Петербургском монетном дворе
В предвидении грандиозного торжества на Санкт-Петербургском монетном дворе приступили к чеканке медалей в разных металлах. Золотые медали были предназначены для членов царской семьи и высшим сановникам империи, послам иностранных государств и коронованным особам, присутствующим на церемонии. Всего отчеканено 250 экземпляров золотых медалей. Важным особам, приглашённым участвовать в праздничных мероприятиях, предназначались медали из серебра, тираж которых составил 950 экземпляров.
Медали в память бракосочетания вел.кн. Марии Александровны и вел. кн. Александра Николаевича 16 апреля 1841 г.
После свадебных торжеств «для продажи в народ» были выпущены медали из бронзы, которые чеканились теми же штемпелями - на аверсе портреты великого князя Александра Николаевича и великой княгини Марии Александровны и соответствующая надпись по кругу. На реверсе в щите, обвитом розами, расположены вензельные изображения имен Их Императорских Высочеств. Над щитом помещена Большая Императорская Корона. Слева от щита – Психея с лилией в руке, справа – Амур с луком в левой руке, указывающий правой рукой на вензель. Под обрезом надпись «16 АПРЕЛЯ 1841 Г.»
После церемонии на монетный двор поступил очередной заказ, но теперь уже на выпуск памятной монеты с рисунком, повторяющим художественное оформление медали. Изделие должно соответствовать характеристикам общегосударственной рублёвой монеты: 868-я проба серебра, 35,5 мм в диаметре, общая масса 20,73 грамма.
Медальный рубль в память бракосочетания вел.кн. Марии Александровны и вел. кн. Александра Николаевича 16 апреля 1841 г.
Выпущенная монета известна в нескольких вариантах. Первый наиболее близок к медали. Вдоль канта оформление в виде непрерывной линии (так называемый «линейный ободок»). Основные отличия появились из-за обязательных элементов оформления общероссийской монеты. На рубле вместо подписи гравёра стоит обозначение монетного двора «С.П.Б.». Кроме того, над линией, отделяющей дату торжества от художественной композиции, видны буквы «Н» и «Г». Это инициалы Николая Грачёва, находившегося тогда на должности управляющего монетными переделами. Знаком минцмейстера помечались обиходные монеты из драгоценных металлов. Гурт этого варианта гладкий.
На втором варианте отличия от медали существеннее. Оформление вдоль канта собрано из отдельных элементов, образующих линию «верёвочного» или «шнуровидного» типа. Главное отличие лицевой стороны в подписи гравёра: вместо «H.GUBE. FECIT» надпись сделана на русском языке: «РѢЗАЛЪ ГУБЕ». Гурт этого варианта может быть, как гладким, так и рифлёным. Вариант с «верёвочным ободком» известен не только в серебре, но и в золоте. При том же диаметре (35,5 мм) золотая монета весит 20,73 грамма. Её гурт состоит из последовательности рифлений.
«Свадебный» рубль 1841 года
Итак, история медалей и свадебного рубля, выпущенных по случаю бракосочетания наследника престола с принцессой Гессен-Дармштадтской подошла к концу. Осталось лишь сказать о тираже свадебного рубля. Но, к сожалению, этот вопрос на сегодняшний день не решен. В отличие от тиража медалей сведения о количестве рублей разнятся. Где-то указано, что тираж неизвестен. Иные источники пишут, что к концу апреля 1841 года таких монет достоинством в рубль, но без обозначения номинала, изготовили 100 штук. Чеканка их продолжилась и в мае, и всего был отчеканен 1001 серебряный рубль. Позже еще чеканился новодельный рубль с инициалами минцмейстера Николая Иосса[9] «H.I.» Точный тираж медальной монеты 1841 года с портретом наследника престола Александра Николаевича и его невесты, к сожалению, установить не удалось. В любом случае у «свадебного» рубля сохранялся статус «донативный», то есть «подарочный». Министерство финансов, где хранился запас памятных монет, не отправляло их в оборот, а отдавало поштучно на основании поступающих заявок.
[1] Мария Александровна (1824-1880) — урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская (нем. Maximiliane Wilhelmine Auguste Sophie Marie von Hessen und bei Rhein), после принятия православия 5 (17) декабря 1840 года — Мария Александровна, после обручения 6 (18) декабря 1840 года — великая княжна с титулом императорского высочества, после бракосочетания 16 (28) апреля 1841 года — цесаревна и великая княгиня, после восшествия супруга на российский престол — императрица (2 марта 1855 — 3 июня 1880).
[2] Великое герцогство Гессен (нем. Großherzogtum Hessen), часто также Гессен-Дармштадт - государство, существовавшее в 1806—1918 годах на территории современной Германии. Ландграфство Гессен-Дармштадт во главе с Гессенской династией было преобразовано в великое герцогство после роспуска Священной Римской империи в 1806 году.
[3] Князь (с 1856) Орлов, Алексей Фёдорович ( 1787 — 1862) — русский государственный деятель, генерал от кавалерии, генерал-адъютант; главноначальствующий III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии и шеф жандармов (1845—1856).
[4] барон фон Сенарклен де Гранси, Август Людвиг (Огюст Луи; 1794 – 1871) – управляющий конюшней Людовика II, великого герцога Гессенского, генерал-майор и кавалер Мальтийского ордена. В европейских столицах ходили слухи, что он был биологическим отцом четырех детей жены герцога.
[5] Губе, Андрей Иванович (Heinrich) (1802—1848) — медальер Санкт-Петербургского монетного двора. Работал в Берлине в частной фирме Лооса. В 1830 приглашен на русскую службу и назначен главным медальером Петербургского монетного двора. Преподавал в медалерном классе горно-технической службы при Технологическом институте. Исполнил более 20 медалей и нескольких памятных монет.
[6] Гау, Владимир Иванович (1816-1895) — русский художник-портретист, работавший по преимуществу в жанре акварели; в 1836 году получил большую серебряную медаль и звание неклассного художника. Через два года совершил поездку по Италии и Германии. Вернувшись в 1840 в Россию, занял должность придворного художника и в течение трех десятилетий писал портреты семьи императора Николая I, а также выполнял светские портреты. и, наряду с Петром Соколовым и Александром Брюлловым, создавший портретную галерею высшего общества Российской империи середины XIX века. Академик Императорской Академии художеств.
[7] Уткин, Павел Петрович (1808—1852) — российский медальер, выпускник Академии художеств (1830) в звании художника ХIV класса по медальерному классу, академик Императорской Академии художеств (1839), совмещал службу на Монетном дворе с преподаванием в медальерном классе Академии художеств, главный медальер Санкт-Петербургского монетного двора (1846).
[8] Грачев, Николай Петрович (1788-?)– минцмейстер Санкт-Петербургского монетного двора в 1825-1841 гг.
[9] Иосса, Николай Андреевич (1815—1887) — горный инженер, представитель немецкой династии горняков Иосса; с 1842 года работал на Санкт-Петербургском монетном дворе, был управляющим механической частью с 1866 года. Годы работы на монетном дворе: 1848, 1852—1855, 1866—1878. Действительный статский советник (1871), на службе по Министерству финансов[2].